РЕЖИМ РАБОТЫ:

01 сен. - 31 мая
ВТ - СБ: 09:00-20:00

01 июн. - 31 авг.
ВТ - СБ: 11:00-20:00

Санитарный день - последняя пятница месяца

Адрес и телефон: г.Уфа, ул. Революционная, 165
8 (347) 216-47-84

 

    КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович (1840-1895) - писатель.  Учился на филологическом факультете Петербургского университета, который не окончил, отдавшись литературной деятельности.  Среди многочисленных произведений Крестовского (военных очерков, корреспонденции с театра балканской войны 1877-1878, очерков путешествий и т. п.) выделяются его «Петербургские трущобы»

   Этот роман был задуман в 1858 году. Идею большого романа в духе "Парижских тайн" Эжена Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции, Крестовскому дал писатель Н.Г. Помяловский. В течение девяти месяцев, выдавая себя за беспаспортного бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывав в самых жутких притонах, где беседовал с нищими, ворами, аферистами и проститутками. Чаще всего гидом Крестовского являлся знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин - 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К. Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работать в судебно-полицейских архивах и т.п.

    В 1864 году "Петербургские трущобы" начали печататься в журнале "Отечественные записки" и сразу вызвали небывалый интерес у читающей публики. Отдельное издание романа разошлось мгновенно. Чтобы получить его в публичных библиотеках, ждали очереди месяц и более. По свидетельству Ф. Берга, массовый характер приняли экскурсии по описанным в романе злачным местам.

    Авантюрный сюжет романа включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Запутанная детективная интрига сочеталась с описанием нравов различных слоев общества. Между тем критика встретила "Петербургские трущобы" довольно холодно. Либеральные и демократические издания отнесли роман к разряду бульварных, не заслуживающих серьезного внимания, пренебрежительно отзываясь как о книге, так и об ее авторе. И.Тургенев назвал роман "чепухой", А.Суворин иронически отметил "стенографизм" Крестовского.

     Зная, как много и напряженно работал Крестовский над своим романом, сколько сил вложил в него, становятся странными печатавшиеся в прессе утверждения, будто "Петербургские трущобы" были написаны его другом Н.Г. Помяловским. Правда, они появились после смерти Крестовского, при жизни, к счастью, он был избавлен от такого рода обвинений. Друзья Крестовского встали на защиту чести писателя и опровергли своими свидетельствами  клевету.

    Однако, если о принадлежности романа "Петербургские трущобы" Помяловскому говорили уже после смерти его истинного автора, то о сходстве этого романа с известным произведением французского писателя Эжена Сю "Парижские тайны" писали еще при жизни писателя. Следует признать, что оба эти произведения действительно похожи и по теме - противопоставлению мира сытых и голодных - и по построению: и там и тут на передний план выступает авантюрная интрига, и в то же время оба они носят отчетливо выраженную социальную окраску. Нет сомнения, что Крестовский читал "Парижские тайны", как читало его все тогдашнее русское, и не только русское, общество. Однако было бы несправедливо и опрометчиво представлять "Петербургские трущобы" как своего рода кальку с французского романа.

Однако у писателя  нашлись добрые и верные друзья, вступившиеся за честь своего  товарища. Особенно важным было свидетельство И.К. Маркузе, который по просьбе Крестовского стенографировал за ним текст "Петербургских трущоб". Единодушно подтвердили его авторство участники путешествий писателя по петербургскому дну - Н.С. Лесков и М.О. Микешин. С жаром вступился за романиста сыщик И.Д. Путилин, написавший: "От первой до последней строчки роман принадлежит Крестовскому".

     Всеволод Владимирович Крестовский занимает скромное место в истории русской литературы XIX века. Он и сам понимал это. В одном из ответов начинающим литераторам он писал: "Надо чтобы каждый автор, претендующий на внимание к себе читателя, имел что сказать ему свое, и сказал бы это "свое" искренно. В этом - главное, а остальное есть уже дело большего или меньшего таланта.

     Несмотря на довольно обширное литературное наследие, Крестовский фактически остался автором одного произведения, но зато какого - самого читаемого в XIX веке русского романа!
"В романе Всеволода Крестовского дана полная и поражающая до ужаса картина жизни петербургской нищеты и петербургских вертепов. Здесь впервые явилась она перед читателем оголенной, ничем не прикрашенной, безнадежной и пугающей. Это настоящий дантовский ад, настоящее позорище, ибо большего падения человеческого невозможно себе и представить".  Е.А. Соловьев

     В 80-х годах ХХ века «Петербургские трущобы» были изданы вновь и  интерес, как к автору, так и к его творчеству, возродился. В 90-х даже начали снимать сериал, правда, в названии сменили слово «трущобы» на «тайны». Авторы картины также немного видоизменили сюжет произведения. Они решили отойти от трагизма и адаптировали сериал под запросы большинства телезрителей, сделав основной приключенческую линию. К тому же изменили характеры и действия многих персонажей.

Тех, кто заинтересовался творчеством  В.Крестовского, ждем в нашей библиотеке!

  

1