ГлавнаяАрхив новостейАнонсы (4)Книжные новинкиО библиотекеИсторияСтруктураДетская площадкаПравила пользованияМузей "Память сердца"С воином через векаНам дороги эти позабыть нельзяИстория ХХ века в вещах уфимцевИстория страны в елочных игрушкахИнформационные ресурсыВеселые журналыБиблиографические указателиВидеоматериалыПериодические изданияТворчество наших читателейОбъединения по интересамКлуб "Здоровье" Клуб "Всезнайка-Всёумейка"Клуб любителей книгиОнлайн сервисыИскать книгу онлайнЗадать вопрос библиотекарюПродлить книгу онлайнОнлайн-запись в библиотекуУслугиКонтактыВойна глазами земляков Новости проектаПромышленность Башкортостана в годы войны Сельское хозяйство в годы войны ОСОАВИАХИМ в Башкортостане Мобилизация Эвакогоспитали Башкортостана Конкурсы, мероприятия #НашаВойнаНовости проектаПоложения акций

РЕЖИМ РАБОТЫ:

01 сен. - 31 мая
ВТ - СБ: 09:00-20:00

01 июн. - 31 авг.
ВТ - СБ: 11:00-20:00

Санитарный день - последняя пятница месяца

Адрес и телефон: г.Уфа, ул. Революционная, 165 8 (347) 216-47-84
Версия для слабовидящих

 

О знаменитом портрете Натальи Гончаровой

Почему Карл Брюллов отказался писать портрет жены Пушкина?

Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской (урожденной Гончаровой).Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель. Всероссийский музей Пушкина

С 1823 по 1835 год Карл Брюллов жил в Италии. Но после его возвращения в Россию у него было время познакомиться с Пушкиным (Пушкин погибнет в 1837г)

Позже Пушкин и Брюллов встречались неоднократно , очень хорошо относились друг к другу.Вот выдержка из писем, подтверждающая, что они были знакомы.

А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 4 мая 1836, Москва:

«…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…».

Из дневника художника-археолога Ф.Г. Солнцева (1801—1892 гг.):

«У Оленина я встречался с И.А. Крыловым, К.П. Брюлловым, А.С. Пушкиным, Гнедичем, Жуковским и с другими более или менее известными лицами…».

Пушкин влюбился в творчество Брюллова ещё до возвращения художника в Россию. Картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию раньше автора - в 1834-м. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк. И даже более того: на листе черновика - вместо обычных профилей и автопортретов - он набрасывает фрагмент картины Брюллова (возможно, наиболее впечатливший его эпизод).

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А.С. Пушкин

Когда Брюллов перебрался из Москвы в Петербург, общение поэта и художника продолжилось. Широко известен визит Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей. Брюллов не впечатлился и даже резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился.

А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 18 мая 1836, Москва:

«…Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи…».

Карл Брюллов знал цену своему таланту и был очень капризным художником. Он не раз отказывался писать портреты людей, чьи лица считал неинтересными скучными или некрасивыми. Он даже портрет императора Николая I не написал.

Та же история вышла и с Натальей Николаевной Гончаровой.

Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза - они были близко посажены, да ещё и косоглазие имело место (косоглазие Натальи Николаевны - известный факт, сам Пушкин называл её "косоглазой мадонной").

Племянник Карла Брюллова Пётр Соколов (тоже художник) объяснял, почему Брюллов не стал писать портрет жены Пушкина, не стесняясь в выражения:

Все вокруг говорят: Карл Брюллов — гений! Гений! А я вот что скажу: в страшном сне не привидится жить рядом с гением, или, не дай господи, состоять в его близких родственниках.

Доказать? Пожалуйста: великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!

Именно так хамски и выразился! Не верите мне, спросите дружка его Тараса Григорьевича Шевченко, он сам об этом неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, шельма.

О ПОРТРЕТЕ.

Написал этот замечательный портрет брат Карла Брюллова- Александр.Художник приступил к портрету в конце 1831 года. Наталья была тогда уже в положении, но беременность пока была мало заметна. На портрете Гончарова в девятнадцатилетнем возрасте. На ней светлое розоватое бальное нежное платье, вокруг декольте выписаны два ряда кружев. Знаменитая ферроньера на лбу молодой женщины и серьги придают этому портрету особую изюминку и парадность.

В ушах у Натальи красивые серьги с очень дорогими большими бриллиантами. Это вызывает крайнее недоумение: Пушкины, впрочем, как и Гончаровы, были довольно бедны, вели очень скромный образ жизни, они не могли позволить приобрести Наталье столь дорогое украшение.

Говорят, что эти серьги дал для позирования для портрета Пушкину близкий ему друг, князь Мещерский. Когда супруга поэта стала позировать для портрета Брюллову, он категорически настоял, чтобы Наталья позировала только в этих прекрасных бриллиантах.

Причем алмазы эти были вовсе не обычными – в серьгах находились знаменитые «Шириинские алмазы», про которые ходило много нелепых предрассудков и легенд. Говорили, что эти алмазы никак нельзя было носить любой женщине, которая не принадлежала к именитому роду князей Мещерских.

Портрет Натальи Гончаровой Брюллова – это единственный портрет этой женщины в анфас, то есть, когда изображение на портрете смотрит прямо на зрителя. Все другие ее портреты выписаны либо в профиль, либо в три четверти. На портрете Брюллова видна, как тогда деликатно говорили, «неопределенность во взгляде», а говоря обычным языком, Наталья Гончарова была косоглазой. Глаза Натальи, большие и выразительные, были слишком близко расположены друг к другу, причем один глаз безнадежно косил.

Но последний факт не помешал Александру Брюллову создать истинный шедевр.Портрет уникален тем, что он совмещает в себе парадность и одновременно трогательность, необычайную воздушность.

 

 

1