ГлавнаяАрхив новостейАнонсы (4)Книжные новинкиО библиотекеИсторияСтруктураДетская площадкаПравила пользованияМузей "Память сердца"С воином через векаНам дороги эти позабыть нельзяИстория ХХ века в вещах уфимцевИстория страны в елочных игрушкахИнформационные ресурсыВеселые журналыБиблиографические указателиВидеоматериалыПериодические изданияТворчество наших читателейОбъединения по интересамКлуб "Здоровье" Клуб "Всезнайка-Всёумейка"Клуб любителей книгиОнлайн сервисыИскать книгу онлайнЗадать вопрос библиотекарюПродлить книгу онлайнОнлайн-запись в библиотекуУслугиКонтактыВойна глазами земляков Новости проектаПромышленность Башкортостана в годы войны Сельское хозяйство в годы войны ОСОАВИАХИМ в Башкортостане Мобилизация Эвакогоспитали Башкортостана Конкурсы, мероприятия #НашаВойнаНовости проектаПоложения акций

РЕЖИМ РАБОТЫ:

01 сен. - 31 мая
ВТ - СБ: 09:00-20:00

01 июн. - 31 авг.
ВТ - СБ: 11:00-20:00

Санитарный день - последняя пятница месяца

Адрес и телефон: г.Уфа, ул. Революционная, 165 8 (347) 216-47-84
Версия для слабовидящих

 

Откуда взялся "Кощей?"

В «Слове о полку Игореве» (XII век) встречается слово «кощей», но не в привычном значении.

«Великый княже Всеволоде! <...> Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощеи по резанѣ»
Д. С. Лихачев переводит эту строку так: «Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногате, а раб по резани». То есть «кощей» — это раб, которого можно купить за монеты. Ногата и резана — это денежные единицы Древней Руси. Ногатой на Руси называли арабский дирхам, а резану — отрезанный кусок от серебряной монеты для мелких сделок. Ногата была больше резаны примерно в два раза. Получается, рабы были дешевле рабынь.

Кощеями, по мнению Д. Дубенского, «называли младших княжеских отроков, пленников и рабов». Это слово часто употреблялось в древнерусских летописях, обычно так называли раба, который занимался конкретными обязанностями, был конником, обозным.

В древнерусский язык слово «кощей» пришло из тюркских, где kоšči — это «невольник», а kоš — «лагерь, стоянка». То есть слово «кошевой» тоже тюркское, означает «старшина, предводитель коша».

Ещё одна интересная цитата из «Слова о полку Игореве»: «Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощиево». В переводе Д. С. Лихачева : «Игорь князь пересел из княжеского седла в седло рабское, кощиево, т. е. из князя стал пленником».

А как же знаменитый Кощей Бессмертный?

 Дело в том, что кощеи из «Слова о полку Игореве» появились раньше, чем сказочный Кощей, он известен только с XVIII века. На Руси было даже имя Кощей, которое не имело никакого отношения к Кощею Бессмертному. Имя упоминается в Ипатьевской летописи и в берестяных грамотах XII века.

Также, из берестяной грамоты, найденной в Москве ( а их всего найдено за все время только 4), можно узнать что существовало имя Кощей. Эта грамота является описью имущества, составленной после смерти некого Турабея.

Согласно описи-завещанию - 26 лошадей из суздальского табуна были переданы некоему Кощею при свидетелях Елбугой, игуменом Ильинского монастыря Фёдором и ещё нескольких свидетелях.

Возможно, Кощеем могли назвать потомка раба, кочевника или конника. Известно одно, в Древней Руси такое прозвище давали не в честь Кощея Бессмертного.

 

 

1